Экспедиция Дермота достигла намеченной цели без труда. Войска его овладели Уэксфордом и Уотерфордом, двинулись на Дублин и разграбили его. Дермот был «восстановлен» в качестве «короля» Лейнстера. В благодарность за оказанную ему помощь он выдал свою дочь за предводителя дружины, прозванного Стронгбоу, и стал домогаться титула и власти ард-риага Ирландии. Но в 1171 году он умер, и Стронгбоу, как его зять и преемник, тоже стал притязать не только на королевство Дермота, но и на сан ард-риага. Казалось, ничто не препятствовало ему добиться признания своих претензий.
Вторжение Генриха 2 в Ирландию после смерти Дермота
Но Генрих II меньше всего желал этого. С молниеносной быстротой он прибыл в Ирландию во главе сильной армии, которой командовали его надежные сторонники. Его сопровождал папский легат, созвавший церковный собор в то время, как Генрих предложил всем риагам и вождям явиться и признать его власть. Духовенство подчинилось авторитету папы и убедило большинство вождей тоже немедленно заявить о своем подчинении. О’Коннор некоторое время воздерживался, но несколько позже все же явился. Стронгбоу сдался безропотно.
Покорение Ирландии Генрихом 2 в 1171 году
Сделавшись повелителем Ирландии, Генрих II приступил к разделу своего нового владения между главными своими приверженцами, предоставив им проводить оккупацию. Обнесенные стенами города он удержал за собой как прямые владения короны. В каждом городе был воздвигнут замок, где водворились королевские сенешалы. Дублин и прилегающее к нему «графство» были превращены в специальный удел короны. Город, разрушенный Стронгбоу, король заселил англичанами — большей частью выходцами из Бристоля, которых он всячески старался заинтересовать в восстановлении города и его торговли.
Раздел ирландской земли между английскими колонистами
Графство он разделил на мелкие поместья, которые роздал второстепенным «владельцам маноров». Им разрешалось сдавать в аренду свои земли только подлинным землепашцам, на условиях английского феодального держания, большей частью на началах крепостной зависимости. Из ирландцев допускались только те, кто выражал желание стать «англичанами» по одежде, языку и обычаям. Это была первая «английская» колония в Ирландии и, пожалуй, наиболее удачное из предприятий этого рода. Специальный район, заселенный колонистами, обнесенный оградой, стал известен под названием «Пэль». Если в этом районе встречали ирландца, его травили так же безжалостно, как травят волка.
С точки зрения феодального права это завоевание (1171 года) явилось единственным «законным» основанием для английских королей в их претензиях на верховную власть в Ирландии до тех пор, пока в 1541 году специально подтасованный «парламент» в Дублине не предложил Генриху VIII титул короля Ирландии.