На протяжении трех столетий начиная с этого «покорения» история Ирландии вне района, получившего название «Пэль» (Pale), представляет собой однообразные вариации на одну и ту же тему. Англо-норманнские лорды со своими собственным войсками продвигались по большой центральной равнине, по долинам больших рек, вверх или вниз по течению. Ирландцы забирали скот и вместе с ним отступали в горы и леса или в потаенные места болотистого района.
На равнинах воины кланов имели мало шансов на победу в борьбе с одетыми в кольчуги норманнскими копьеносцами и профессиональными стрелками. В холмистой местности преимущество, напротив, было на их стороне, и каждое ущелье становилось ловушкой. В болотистых районах копьеносцам вообще нечего было делать, и они с равным успехом могли бы ринуться в атаку из Уэксфорда на Мильфорд Хевн.
Результат первого норманнского завоевания Ирландии
Таким образом, первым результатом норманнского завоевания было то, что норманны завладели большими пространствами удобной земли. Но почти повсюду ирландцы, укрывшиеся в своих тайниках, оказывались на расстоянии однодневного перехода, готовые к внезапному нападению на скот, на амбары или на отдельные отряды.
Ожидавшийся поток эмигрантов из Англии очень быстро иссяк. Тогда, чтобы извлечь какую-нибудь пользу из завоеванных земель, норманны волей-неволей стали договариваться с ирландскими родами. Вскоре ирландцы вернулись на прежние места, и хотя они вынуждены были платить дань пришельцам, но во всех остальных отношениях продолжали жить по-старому.
Столкновения между англо-норманнской знати
Это повлекло за собой и другой результат. Лорд-наместник, сенешал короля, и те норманны, которым удалось ввезти из Англии колонистов и заселить свои поместья на основе английского феодального держания, обвинили норманнских лордов, пошедших на уступки ирландцам, в измене. Начались кровавые столкновения между представителями англо-норманнской знати.
Во время завязавшейся борьбы их разоренные английские арендаторы бежали из поместий либо в города, либо обратно в Англию. Английские короли могли лишь изредка оказывать помощь своим агентам в Ирландии. Таким образом, столкновения эти со временем затухали сами собой.
Установление хороших отношений между норманнами и ирландцами
Чтобы установить хорошие отношения с вождями кланов, норманнские лорды женились на ирландках или устраивали браки своих дочерей с ирландскими вождями и их сыновьями. Их приближенные в большинстве случаев давно уже поступали точно таким же образом.
Когда старое поколение вымерло, на смену ему пришло новое, в жилах которого текла лишь половина или четверть норманнской крови. Лорды, воспитанные ирландскими няньками и проводившие свое детство среди ирландских или наполовину ирландских детей, говоривших по-ирландски, за исключением особых случаев, начали и мыслить по-ирландски, и стали «более ирландцами, чем сами ирландцы».
Сначала они только терпели местное право, затем и сами подчинились ему. Если не считать их титулов, они превратились в обыкновенных вождей ирландских кланов.
Пэль и города устояли от смешения с ирландцами
Пэль и города устояли против этого процесса. Они вели выгодную торговлю с Англией, составлявшую их монополию, и были заинтересованы в том, чтобы спрос на английские продукты не падал. Но даже их позиции ослабевали по мере того, как и сюда стали упорно просачиваться ирландцы.
Военные разрушения и опустошения привели к возникновению небольшого слоя беженцев — членов кланов, готовых внешне подчиниться английским обычаям. Наместник короля и парламент в Пэле (созданный в подражание английскому оригиналу вскоре после того, как последний был учрежден) горько жаловались на «ирландского врага», но процесс смешения с ирландцами продолжался.
- None Found